Принципы работы сисадмина

15 Ноября 2018

Системный администратор, он же сисадмин — очень востребованная вакансия. Место для сисадмина найдется в любой организации, в которой есть компьютерная техника, а она сейчас есть везде. Попробуем рассказать о принципах работы хорошего сисадмина. Хвалебной оды петь не будем, все будет вкратце и без воды.

administrator.png

Принцип 1: не навреди

Как и у врачей, основным принципом работы сисадмина должен быть не навреди. Не нужно забывать, что сеть и отдельно взятый компьютер — это не площадка для бесконечных экспериментов. Это рабочий инструмент, с помощью которого другие пользователи (менеджеры, бухгалтеры, программисты и т. д.) зарабатывают деньги — как свои собственные, так и деньги компании. Поэтому любые изменения, вносимые в конфигурацию существующей системы не должны принести ей вред. Вряд ли сисадмин будет создавать проблемы намеренно, скорее всего, по незнанию или неосторожности. Особенно, если это молодой и неопытный специалист — хочется экспериментировать, много энтузиазма, хочется сделать, как лучше, но не всегда результат соответствует ожиданиям. Поэтому нужно, нет, не использовать ершик, а иметь возможность быстро вернуть все, как было, а еще лучше — не вносить изменений в работающую систему без явной на то необходимости.

Принцип 2: не нужно экономить деньги компании

Запомни: если компания не готова что-либо купить, значит, это ей не нужно. Представь, что ты пошел работать обычным водителем. Ты же не сделаешь X5 из Нивы? Ты будешь ездить на том, что тебе предоставили — на Ниве. Поэтому не нужно использовать пиратские версии программ или операционных систем. Если данный софт нужен компании, она обязательно его купит или же обойдется как-то без него.

Принцип 3: сисадмин — не учитель

В обязанности системного администратора не входит обучение пользователей работе компьютеру. Оформляясь на работу, любой сотрудник подает резюме, в котором, как правило, значится, что он умеет работать с компьютером, использовать офисные приложения (тот же Word, Excel), умеет распечатать документы и т. д. Сисадмин не должен заниматься обучением персонала. Для этого есть или специальные курсы или же отдел кадров — да, нужно нанимать людей, соответствующих должности, а не брать всех подряд.

Принцип 4: будь готов ко всему

Сломаться может все, что угодно — даже самое надежное и дорогое оборудование выходит со строя. Оно может просто сгореть в огне, быть залито водой во время потопа или просто быть украдено.

Не существует абсолютно надежного железа и софта. Однако админ должен быть готов устранить последствия сбоя в максимально сжатые сроки.

Если облака для вас
не просто теория
Широкий спектр услуг
по выделенным северам
и мультиклауд-решениям
Конфигурация VPS и бесплатный тест уже через 2 минуты
Организация вашей IT-инфраструктуры на основе мультиклауд-решения

Принцип 5: резервных копий много не бывает

Резервная копия позволяет не только восстановить информацию в случае сбоя, но и получить доступ к предыдущим версиям этой информации. Глубина, количество и надежность хранения резервных копий должна быть согласована с руководством компании. Также не храни все яйца в одной корзине — кроме локальных резервных копий нужно еще создавать бэкапы и в облаке  — на случай сбоя/кражи локальной резервной копии. Толку с того, что ты вчера вечером сделал бэкап базы 1С на локальный NAS, если ночью он был украден вместе с сервером 1С?

Принцип 6: доверяй, но проверяй

Регулярно проверяй созданные бэкапы. Мало создать резервную копию, важно убедиться, что она работает и может реально восстановить систему. Поэтому регулярно нужно устраивать проверки резервных копий. Может оказаться так, что созданная копия просто нечитаема. Ошибки вкрадываются и в софт для создания бэкапов.

Принцип 7: пользователь должен быть бесправным

Чем меньше у обычных пользователей прав, тем надежнее будет работать система. Ограничивай доступ пользователям к ресурсам, приложениям и информации до такого уровня, который необходим только для выполнения их служебных обязанностей.

Принцип 8: планируй, планируй и еще раз планируй.

Помни, что нужно 7 раз отмерять, а только один раз отрезать. Точно так же и с построением системы: лучше чуть медленнее, но сделать качественно, предусмотрев дальнейший рост системы. Когда у тебя один сервер и несколько десятков (или даже всего один) пользователей, то можно делать, что угодно и как угодно — все будет работать. А вот когда количество серверов станет исчисляться десятками, а количество пользователей — сотнями или тысячами, начнется бардак. Или не начнется, если ты позаботился о масштабируемости еще при проектировании (планировании) системы. Выбирай — или спокойная жизнь, или бардак.

Принцип 9: всегда доводи начатое до конца

Хороший сисадмин — тот, который доводит все начатые задачи до конца. Нужно уметь сконцентрироваться на одной задаче, а не переключаться с одной задачи на другую и в результате не будет готова ни одна из них.

Принцип 10: в любой непонятной ситуации иди пить чай или кофе

Время, потраченное на выпитую чашку любимого напитка, всегда окупается сполна. За это время можно продумать варианты решения проблемы, а не пытаться ее решить в состоянии аффекта — в таком состоянии можно причинить вреда больше, чем пользы.

Получить консультацию специалиста