Том Дженнингс и его собака

15 Августа 2014
Том ДженнингсСейчас, когда мы все зарегистрированы в нескольких социальных сетях и проводим в них достаточно времени, уже мало кто помнит про Фидо (Fido) или Фидонет (Fidonet) – возможно, первую социальную сеть. Хотя в ее время даже такого устойчивого словосочетания "социальная сеть" не существовало.

Интересно, чтобы вы сказали, если бы оказалось, что для того, чтобы прочитать, что ваши друзья написали в Facebook вам пришлось бы идти к другу с дискетой (ну ладно, пусть даже с флэшкой), переписывать у него свежие данные, и загружать их дома на своем компьютере. И когда вы решаете что-то написать в ответ, вы также сохраняете свои ответы, и относите их к своему другу, который подключен к Fido. А ведь это был вполне себе стандартный режим использования сети Fido – а софт для  назывался Bluewave. Удивительные были времена.

Конечно, не всегда это было так – обычно все-таки доступ к Fido осуществлялся по телефонным линиям (в дальнейшем – и с использованием интернет-каналов). Но главная идея всегда оставалась такой – не было никакого «онлайна» - пользователи посылали свои обновления в сеть (когда кто-то что-то написал) и получали обновления оттуда на свои домашние компьютеры, чтобы прочитать, что написали другие в оффлайне.

Сеть родилась в 1984 году, благодаря стараниям американского программиста Тома Дженнингса. В отношении названия сети Fido существуют несколько легенд, начиная от той, что он взял в качестве названия кличку своего пса (Fido - популярное собачье имя в Америке), и заканчивая тем, что никакого пса у него не было, и он просто взял первое попавшееся ему слово.

Сеть была организована по древовидному принципу. Вся планета была поделена на континенты, континенты на зоны, в зоне состояли узлы (ноды), к которым подключались так называемые пойнты, которые могли подключать пользователей, у которых даже и адреса в сети своего не было.

В Fido были весьма подробно прописанные правила поведения и разрешения конфликтных ситуаций. Были описаны процедуры подачи комплейнов и принятия решений по ним.

Хотя их и не было изначально, в 1986 появились так называемые эхоконференции (или просто «эхи»), механизм, разработанный Джеффом Рашем. Вскоре эхоконференции стали основой сети.

С нашей нынешней точки зрения это были некие аналоги «групп», к каким мы привыкли в ВКонтакте или Facebook – то есть фактически – собрания по определенным интересам – фильмы, музыка, программирование и т.д.

Пользователи сети подписывались на определенные эхоконференции и получали возможность читать их, а также писать туда самостоятельно. В эхоконференциях были модераторы, которые следили за порядком, и могли «плюсовать» - то есть выдавать предупреждение в виде «плюса» или «звездочки» (менее серьезное) за различные нарушения – такие как оскорбление или «оффтопик» - посты не по теме конференции. Как правило за получение 3-х плюсов узел отключался от конференции.

Что интересно, так называемые пойнты и "пользователи" (пользователи самого низкого уровня) не считались полноценными участниками сети, и ответственность за их действия нес узел (нод), подключивший пойнта.

В какой-то мере это было бы аналогично тому, что попасть в Facebook можно было бы только по приглашению какого-то человека, который бы нес ответственность за то, чтобы вы не оскорбляли других пользователей сети.

Сеть была популярна в в СССР в начале 90-х годов, многие IT-шники того времени состояли в ней, и обычно называли друг друга «фидошниками».

Максимальной распространенности в мире сеть достигла в 1995-м году, и постепенно ушла в тень с развитием интернета.

Причин для этого была масса, в том числе и сложная техническая настройка. Чтобы пользоваться Fido было нужно настроить 2-3 различные программы – как правило – программу для обмена с сетью обновлениями (например, Bink) и собственно редактор сообщений (например, GoldEd).

Конечно удобство для конечного пользователя при использовании интернет или электронной почты стало несравнимым с Fido.

Многие считают Fido прародительницей нынешних социальных сетей – это была сеть, предоставлявшая своим участникам доступ к различной информации по интересующим их тематикам и дававшая возможность личного общения между собой, независимо от расстояния. При этом, есть мнение, что одной из причин падения интереса к Fido было именно то, что эта сеть развивалась силами энтузиастов, которые были достаточно разрознены и не набрали такой силы, как например, сообщество Linux. Если бы за Fido стояла какая-то корпорация с большими деньгами или действительно крупное сообщество заинтересованных в дальнейшем развитии людей, то было бы вполне реально перейти на другой этап, превратив сеть в интернет-платформу – с другими технологиями, цифровым контентом, графическим интерфейсом и доступом через интернет для всех желающих.

И кто знает, может быть тогда и в наши дни мы бы вступали не в «группы», а в «эхи» в своей любимой социальной сети.
Популярные услуги
Получить консультацию специалиста
Персональный ассистент
Cloud.Xelent