К середине 80-х годов компьютеризация дошла до советской средней школы. Появились уроки информатики, а затем, хоть и не сразу, компьютерные классы. Школьники, чьи классы были созданы на основе ДВК или БК, завидовали тем, которые имели дело с куда более продвинутыми «Агатами». И хотя самые продвинутые намекали, что разница – примерно как между Фимой Собак и Эллочкой Людоедкой, в этом мнении был изрядный снобизм. В начале своей истории «Агат» был вполне приличной машиной, удовлетворяющей основные требования к персональному компьютеру начального уровня. К первому советскому массовому ПК.
Надо сказать, что, как и значительная часть советской техники, «Агат» не был продуктом отечественной разработки. За основу конструкторы НИИ вычислительных комплексов взяли самый массовый компьютер того времени Apple II, выпускавшийся с 1977 года. Однако необходимость максимального использования локальных комплектующих и элементной базы сильно ограничивала возможности инженеров. Советский ПК по конструкции и схемотехнике существенно отличался от образца. Кстати, к началу серийного выпуска «Агата» вышла уже 4-я модификация Apple II, существенно превосходящая его по своим характеристикам.
Первые «Агаты» образца 1983 года, сделанные полностью из компонентов, произведенных в странах Варшавского договора, в серию так и не пошли из-за ограниченных возможностей, в первую очередь, процессора. В серийных «Агатах» применялся импортный процессор, такой же, как в Apple II. Существенно отличалась архитектура видеоподсистемы «Агата» – настолько, что необходимые оригинальные программы, созданные для Apple II, нуждались в индивидуальной доводке. Иной была и структура памяти компьютера, что также было вызвано дефицитностью необходимых интегральных схем. Болгарский дисковод славился ненадежностью и чувствительностью к питанию, часто портил дискеты, но применялся в «Агатах» всех серий. Учитывая, что о жестком диске для ПК тогда только мечталось, это было проблемным местом. Были и другие болезни, связанные с «железом», от части которых «Агат» так и не удалось вылечить.
Серийные «Агат-7», выпускавшиеся с 1984 года, комплектовались мониторами на базе советских 14“ (32 см) телевизоров. Для лучшей совместимости с Apple II, необходимой для использования вполне многочисленного и разнообразного к тому времени программного обеспечения, была разработана «ячейка 121» - дополнительная плата видеоконтроллера, эмулирующая режимы отображения Apple II+. Чтобы ее задействовать, нужно было каждый раз немного «пошаманить»… Тем не менее уже эти ПК умели довольно много. Для них были разработаны текстовый редактор «Агат-Автор», псевдотабличный редактор СЧМ, программы форматирования, копирования, а также игры – шахматы «Анацефал» и шашки. Невысокая по тем временам стоимость сделала возможным создание школьных компьютерных классов, сделавших «Агат» своеобразной точкой отсчета компьютерной грамотности.
Выпущенный через несколько лет «Агат-9» был более приближен к Apple II (в модификации Plus 1979 года), и даже ПО не было полностью совместимо с программами для первого поколения. Он был технологически более совершенным, более производительным, имел больше возможностей. Эта модификация выпускалась до 1993 года, поставлялась не только в школы и вузы, но и на предприятия, в научные институты, лечебные учреждения. Для «девятки» существовали СУБД, бухгалтерские, медицинские, графические, звуковые, обучающие, иные специальные программы, не говоря уж об играх. Однако стандарт PC уже набрал обороты, и даже XT, появившиеся еще в советское время, превосходили эти компьютеры родом из 70-х по всем статьям. И хотя «Агаты» применялись кое-где, по слухам, до конца века, устаревший ПК ушел со сцены вместе с СССР.